Современные решения для торговых предприятий, общепита и их сетей




Публикации

16.07.2008

Мастер-класс: Модуль обмена данными

Опытом делится руководитель Отдела поддержки компании «Айтида» - Артур Полозов. Решение нестандартных задач клиента при автоматизации торговой сети: одновременный запуск нескольких магазинов и… центральный офис компании без сотрудников.

Внедрение «Айтида Retail» в сети продуктовых магазинов с использованием Модуля консолидации данных

В данной статье я хочу поделиться опытом внедрения ПО «Айтида Retail» в сети продуктовых магазинов с использованием модуля обмена данными и модуля консолидации. Это описание лишь одного из вариантов настройки правил обмена в распределенной сети, со своими хитрыми идеями по реализации нестандартных требований клиента. Особенностей в этом проекте было две:

  • Необходимость одновременного ввода большого количества новых товаров в нескольких магазинах сети на этапе запуска системы
  • Работа филиалов и обмен данными в условиях временного отсутствия сотрудников в центральном офисе

Этап 1. Постановка задачи

К нашему партнеру обратился владелец торговой сети состоящей из 5 магазинов, с просьбой в кратчайшие сроки выполнить проект по автоматизации предприятия. Клиент хотел приобрести оборудование и специализированное программное обеспечение для управления работой сети.

Исходные данные:

  • торговая сеть, состоящая из 5 магазинов, с предполагаемым скорым открытием следующих
  • два магазина уже работают длительное время
  • еще два магазина – новые
  • один открывается после реконструкции
  • ассортимент – 15’000 товаров

Фактически, требовался одновременный запуск всех магазинов. Причем, в условиях полного отсутствия сотрудников центрального офиса – на момент запуска системы их просто еще не было в штате.

Клиента очень заинтересовала идея технологии NetCord: наличие копий рабочих баз филиалов в центральном офисе и обновление данных практически в реальном времени. Поэтому, среди прочих программных продуктов, была выбрана именно Айтида.

Решено было установить «Айтида Retail: Минимаркет» в каждом из магазинов, и «Айтида Retail: Минимаркет + Консолидация данных» в центральном магазине (в нем со временем предполагалась организация центрального офиса).

Этап 2. Компьютеры и сервер под нужды клиента

«С железом оказалось все просто»

В центральном офисе установили сервер P4 2.7ГГц с 2Гб оперативной памяти, ОС - Windows XP Professional SP2. Это самый мощный узел в этой сети магазинов, так как на него приходится наибольшая нагрузка при работе. А поскольку центральный офис – это еще и магазин, то установили и компьютер оператора-товароведа: Celeron 1.7ГГц c 512Мб памяти. Как и подтвердила практика – этого вполне достаточно.

Клиентская часть Айтиды не требовательна к ресурсам, и работает даже на стареньком ПК с 128Мб памяти (если нагрузку SQL-сервера берет другой компьютер). Если же и серверная и клиентская часть работают на одном ПК, то необходимо (как минимум) 512Мб оперативной памяти.

Итак, в каждом магазине – филиале по два компьютера Celeron 1.5-2.0. На одном 512Мб, на втором 1Гб оперативной памяти. 1Гб поставили в магазинах на «основные» компьютеры, на которых были установлены SQL-сервер, модуль обмена данными, и сервер для доступа в интернет.

Технические требования брали с запасом, можно было использовать и более «легкие» системы. Но на главный сервер в центральном офисе рекомендуется 2Гб памяти – для случая одновременного подключения к серверу операторов всех филиалов (сейчас 5, в будущем планируется более 10), или для параллельного запуска нескольких модулей обмена данными.

Этап 3. Выбираем канал обмена

Три магазина сети расположены далеко друг от друга в пределах города, а два - в области (на расстоянии 30 и 50 км). К сожалению, из-за разных провайдеров интернета, было невозможно использовать соединение «точка-точка» для обмена файлами через общую папку.

Основное преимущество обмена по соединению «точка-точка» заключается в том, что не нужно ждать неопределенное время, пока файл данных будет идти между подразделениями. Как только файл обмена скопирован в общую папку, можно приступить к его загрузке. Как это работает:

  • При выгрузке данных, файл обмена формируется на локальной машине, затем сжимается, и только потом перемещается в папку общего доступа
  • При загрузке данных, модуль обмена копирует сжатый файл из общей папки на локальную машину, и лишь затем распаковывает и обрабатывает его

Из-за невозможности использования соединения «точка-точка» в данном проекте было решено производить обмен данными с использованием электронной почты.

Этап 4. Номенклатура магазинов. Единый справочник

«клиент не хотел отдельного оператора для ввода номенклатуры»

Два магазина сети работали уже давно, но не были автоматизированы. Поэтому загрузить в Айтиду справочник товаров было не откуда.

Известно, что традиционно правильная организация работы сети подразумевает ввод новых элементов справочников лишь в одном из подразделений (обычно – в центре). Но как быстро завести 15 000 новых карточек товаров, если номенклатура в областных магазинах значительно отличается от номенклатуры в городских? Решение было найдено достаточно быстро.

Клиентская часть Айтиды подключается к серверу БД по протоколу TCP/IP. Причем не только по локальной сети, но и через интернет. Мы задействовали эту возможность. Для центрального офиса был выделен статический IP-адрес и постоянный канал интернета, что позволило операторам из удаленных магазинов средствами Айтиды (именно Айтиды, а не терминал-сервера) подключаться к центральной базе, и заводить новые карточки непосредственно на центральном сервере офиса. Установленный в системе флаг «уникальные штрих-коды» позволял дополнительно контролировать отсутствие дублей товаров.

Почему мы не использовали терминал-сервер? Как Вы наверное знаете, причин для этого не мало, но нас больше всего пугала необходимость объяснить операторам, что на одном компьютере может быть два рабочих стола.

Наше решение очень порадовало клиента – он очень не хотел выделять сотрудника для ведения справочника номенклатуры. Оказалось, без этого действительно можно обойтись.

Операторы всех магазинов начали одновременную работу по вводу товаров и штриховых кодов, оператор центрального офиса-магазина начал вести полный документооборот.

Этап 5. Настройка программы для работы в сети

«заводя все в центральном офисе легко открывать новый магазин»

Описание этого этапа содержит технические подробности для специалистов.

В дистрибутиве программных продуктов Айтида «рабочая база» практически полностью пуста, и это дает большой простор для действий.

В данном проекте, для начала работы центрального магазина было достаточно:

  • Создать склад
  • Выбрать для склада категорию учетной цены (мы ее назвали «Розничная Центра»)
  • Указать филиал: «Центр»

Отмечу, что наиболее простым и оптимальным способом подключения новых магазинов в действующей сети является настройка всех правил обмена и подготовка баз магазинов в центре, затем – доставка этой базы на торговый объект.

В «Руководстве администратора» описаны основные моменты настройки программы для работы в сети. Мы руководствуемся этим документом, но настраиваем пока все в центральном офисе:

  1. Создаем филиалы в справочнике филиалов (пока только сами карточки, с названиями магазинов)
  2. Добавляем нужное количество категорий цен
  3. В справочнике складов создаем для каждого филиала склад и соответствующую категорию цены
  4. В параметрах системы указываем коды филиалов, входящих в рабочую базу центра – через запятую указываем коды филиалов, с которыми будет производиться обмен.

Устанавливаем базы «filial_copy» на центральный сервер – это будущие копии филиалов-магазинов. Они останутся пустыми, пока не придет первая информация из филиалов. Установку производим с помощью программы «RestoreDB», входящей в дистрибутив, не забывая осмысленно именовать копии баз филиалов. Рекомендуется задавать имена в формате «Магазин_Copy». Например, «Moskva_copy» или «Lenina_copy».

Теперь возвращаемся в справочник филиалов, и для каждого филиала указываем эти имена. Настройка центральной базы закончена.

Что в итоге мы получили?

Мы создали категории цен, склады с указанными категориями, и филиалы в центральной базе. Все это можно сделать в центре, и передать в магазин (филиал), а не настраивать там. В этом случае в магазине останется только настроить параметры филиала, необходимые для загрузки данных.

Этап 6. Настройка модуля консолидации и пакетная передача данных

Клиент поставил такую задачу:

«Оператор в магазине должен иметь возможность произвести полный цикл обмена данными с центром, независимо от наличия сотрудников в центральном офисе.»

Такого мы ранее не встречали – центральный офис без сотрудников! По сути, требовалась «большая кнопка», нажав на которую, оператор отправит данные в центр, и тут же получит обновления из центра.

Нами была разработана достаточно хитрая схема, которая, однако, может пригодиться в некоторых проектах:

Рассмотрим приведенную выше схему подробно:

  1. Напомню, оператор имеет подключение к базе центра для ввода новых карточек товаров. Когда необходимо получить обновления, он через меню программы запускает на центральном сервере модуль обмена данными.
  2. Модуль обмена данными запускается в автоматическом режиме.
  3. В режиме выполнения задания МОД выгружает новые данные в файл и отправляет их по e-mail. Отправка файла выгрузки осуществляется на заданный адрес для каждого из филиалов.
  4. Письмо с файлом выгрузки отправляется (мы использовали бесплатные ящики).
  5. В филиале почтовый клиент периодически проверяет почтовый ящик на наличие новых писем с определенного адреса и с определенной темой письма. Как только появляется новое письмо, почтовый клиент скачивает прикрепленный файл (файл выгрузки) и после завершения операции автоматически запускает модуль обмена данными.
  6. Модуль обмена осуществляет загрузку данных, полученных из центра.
  7. Модуль обмена автоматически выгружает новые данные для центра.
  8. Модуль обмена в магазине также настроен на автоматическую отправку файла выгрузки по почте.
  9. Письмо с файлом выгрузки отправляется в центральный офис.
  10. Почтовый клиент в центральном офисе периодически проверяет почтовый ящик. При получении письма он скачивает прикрепленный файл и запускает модуля обмена.
  11. Модуль обмена в режиме автоматической загрузки обновляет «копию в центре».

С первого взгляда схема кажется излишне сложной, но если вдуматься, такое решение может понадобиться в некоторых проектах. Кроме того, здесь есть некоторые плюсы:

  • Обмен происходит автоматически в две стороны (причем, по команде оператора в филиале). С начала новые данные поступают в филиал, затем новые данные из филиала сразу же отправляются в центр. Это обеспечивает центральный офис всегда оперативными данными.
  • Сотрудникам центра нет необходимости просить филиалы прислать данные – они и так будут приходить.
  • Данная схема позволяет работать параллельно нескольким филиалам и нескольким сеансам обмена. Почтовый клиент в центре, автоматически закачивая новые файлы, передает их модулю обмена.

Схема была реализована и заработала. В среднем, период цикла обмена (выгрузка в центре, прохождение письма через интернет и прием данных) занимает 5-10 минут в зависимости от объема данных и скорости интернета. Конечно, при наличии прямого доступа к общей папке, получилось бы быстрее, но и эта скорость клиента устраивает.

В центре была реализована возможность запуска выгрузки данных во все филиалы сразу. Напомню, что при приеме данных в магазине автоматически запускается выгрузка в центр. Это позволяет инициировать весь цикл обмена со всеми филиалами из центрального офиса (для сбора данных со всех магазинов).

В ярлыке последовательно прописаны задачи для модуля обмена:

  • Выгрузить и отправить данные в первый филиал,
  • Выгрузить и отправить данные во второй филиал,
  • ... и т.д.

Пока модуль обмена данными последовательно выгружает данные для филиалов и отправляет их по почте, обновления из магазинов уже начинают приходить и автоматически загружаться.

Такой пакетный обмен удобно запускать по расписанию несколько раз в сутки – чтобы все филиалы обменялись с центром новыми данными, независимо от наличия сотрудников на местах.

Этап 7. Открытие нового магазина в сети

Для запуска нового магазина-филиала достаточно:

  1. Установить «боевую» базу Айтиды (пустая, без демо-примера)
  2. Настроить в этой базе справочник филиалов (достаточно указать центр и новый магазин)
  3. Сделать полную выгрузку из центра для нового магазина-филиала
  4. Загрузить данные в филиале
  5. Начать работать. Так как склады, категории цен и пр. справочники настроены в центре, то в филиале остается настроить пользователей и автоматическое создание резервных копий.

Когда все настроено, подключение к сети нового магазина настолько просто и удобно…

Итоги проекта

В данном проекте нам пришлось найти решение многих нестандартных задач, поставленных клиентом. Мы получили бесценный опыт, и захотели поделиться им с вами. Теперь мы знаем, что программные продукты «Айтида» могут работать даже в такой распределенной сети, где в центральном офисе временно отсутствуют сотрудники.


Голосов:  61
Рейтинг:  2.67

Возврат к списку


 
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Новости

17.06.2021
Технические работы на сервере лицензирования

23.08.2020
Окончание поддержки Айтида версии 3

03.06.2020
Технические работы на сервере лицензирования

01.06.2020
Новые серверы лицензирования программных продуктов Айтида

01.06.2020
Новая система поддержки партнеров

01.06.2020
Новый генеральный дистрибьютор программных продуктов "Айтида"

26.11.2019
Обновление ПП "Айтида". Версия 4.0.6

01.11.2019
Обновление и дистрибутив ПП "Айтида". Версия 4.0.5

06.06.2019
Обновление ПП "Айтида". Версия 4.0.3

23.04.2019
Обновление ПП "Айтида". Версия 4.0.0

 

Поиск | Карта сайта | Блог

© Айтида, 2007-2024